Форум » » ВВВАУШ 46уап Багерово Жданов » Ответить

ВВВАУШ 46уап Багерово Жданов

Москаленко: СИАМСКИЕ БРАТАНЫ Братья Ачкасовы... Ох, сколько же головной боли неприятностей и просто человеческого горя принесли они. Оба летчики Ждановского авиаполка. Летали они на Бе-12х. Саша. Во время полета над Азовом загорелось табло ,, Пожар правого двигателя,, . Не убедившись в оном, включил систему пожаротушения и залил двигатель пеной. Загорелось табло:,,Пожар левого двигателя,,. Зафлюгировал второй двигатель и стал садиться на море. Волнение было около 3-х балов. До берега оставалось 2-3 минуты лета… Самолет стал тонуть… Курсант- штурман запутался в стропах, открывшегося парашюта и утонул в салоне само- лета. Правый летчик разбил при посадке голову о приборную панель и не смог покинуть самолет. Погиб… ************** Переучили на Ан-12. "Разложил" после взлета.Чудом никто не погиб...Прохоров уточнит детали... Списали Ачкасова начальником на полигон. Спился… P.S.Пожара не было…Был отказ топливной системы. Толя … Ну тут история полегче. Обошлось без жертв. Помню я этот День авиации и праздник в Багерухе. Все было, как всегда. Сначала митинг, парад, затем пилотаж Мигов - своих и Черниговских, Харьковских, а также Л-29-х и -39-х, парашютные прыжки. Потом осмотр авиатехники: АН-12-х, АН-26-х, ТУшек, БЕ-12-х. … Буфеты, музыка, празднично наряженные семьи…Праздник как праздник. Вечером, когда разъехался народ, захотелось Анатолию переставить свою Бешку со стоянки смотровой на стоянку прилетающих. Специально для непосвященных : стоянка эта обычно находится рядом с командно- диспетчерским пунктом (КДП), а следовательно со всеми дежурными службами: метео, диспетчером…Здесь же находится дежурная машина, что немаловажно при удаленности аэродрома от жилой зоны, столовой, и т.д. Так вот: переруливать со стоянки на стоянку, а это около километра, разрешается только по указанию руководителя полетов, согласованию с КП, диспетчером и при помощи дежурного по стоянке. Дежурный летчик отбыл на ужин. КП и диспетчер были не в курсе замыслов Ачкасова, а аэродромные службы занимались плановой буксировкой звена Л-29-х на новую стоянку. Плановой, подчеркиваю, т.е. разрешенной и согласованной. Рулит Толя, а по рулежной дорожке, им навстречу, медленно движется колонна - звено Л-29-х (4 самолета). -,,Командир, может притормозим? Вон техники чего-то руками машут. Кажется запрещают движение? Да и с РП не согласовали,,- говорит правый летчик. - ,,Х… Что, испугался? Да они от земли два вершка. Пройдем над ними и не заметим ,, Рулят …Толчок, еще толчок…,,Что у них такая рулежка раздолбанная,,…- возмутился Ачкасов. Еще толчок…По тормозам! …………………………………. У 2-х Л- 29 отрубили хвостовое оперение начисто, а у третьей сломали. Поплавками срубили. Кто немного знаком с авиацией, знают, что поплавками у Бе-12-х называются пилоны, находящиеся снизу, на краях плоскостей. С момента катастрофы, т.е. гибели первого самолета не прошло и года... Все училищное начальство, едва услышав фамилию Ачкасов, долго еще вздрагивало в ожидании очередных крупных неприятностей. ………………………………………………………. P/S.Говорят, что близнецы сами счастливые и приносят счастье…

Ответов - 21

Москаленко: Внести В КНИГУ! 30.10.2005 Рассказ Юрия Федоровича о « птенцах» Варвара. Записано почти дословно, опущены килограмм междометий и немного мата. ,, У Варвара…Варвара уже нет, царство ему небесное. Неожиданно он ушел, даже для меня… …Они попиз… прожектора. Дотащили их до казармы и давай их там устанавливать. Пащенко увидел и говорит им: ,,На х…, туда-сюда.,, на них. А Варвар говорит:,,Ничего, пойдет. Установлено будет освещение. Все курсанты будут ходить. Светло будет.,, Какие-то там прожектора курсанты попи...Сюда притащили, к нему и давай устанавливать… А кто знает кто? Никто же не останавливал. Никто не знает…Днем, мужики в комбезах… Установили их, зажгли. Горели они… А тут среди командиров…неразбериха, мол попиз… прожектора…В конечном итоге выз- вали Почивалина, прижали...,,Мои. Моя банда…,, В конечном итоге разобрались.Его…Давай снимать их, на машину грузить, везти… Я в этом деле не участвовал. На х… мне надо… ……………Году где-то в 76-м, наверное… Я дружил чуть не с мэром города. Он стал говорить, мол:,, Так же не делается. На х… так делать?,, А я ему: ,, Но это не мои.,, Я сказал Почивалину: ,,Вези мол…Отдавай их…,, Отдали, установили. На Митридат направили… Еще тот Варвар. Он мог, царство ему небесное. Он сказал:,,Надо сделать!,, и делали. Надо так надо. В конечном итоге установили их. Нас пригласили. Я говорю :,,Поехали ,Славик, посмот- рим.,, Он:,,Да ты что? Да на х…,,…Но поехали на моей машине. Приехали…………!!! Освещается вся Митридатская лестница. Светло….,, PS. ДА! БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ!!!

Москаленко: VVM: После окончания Пермского ВАТУ попал служить в Миргород техником по вооружению. Был такой случай с курсантами выпускниками (кажется Копань и Крупица)-при выполнении ночного бомбометания они угодили не в мишень, а по сеялке в поле. Я им после посадки чеки от взрывателя на память а у них "глаза круглые" не бросали бомбы и все тут... Пришлось бомболюк открывать... Вроде они заканчивали училище с отличием. Зато потом отбомбились на "5+". А вообще летчикам-инструкторам было очень тяжело. Ведь бывало он один летал с тремя курсантами. 04/01/2008 [13:39:44]

Москаленко: Как то на КП Луганского 46-го полка,году в 82-83-м, собрались человек пять-шесть, не больше, стариков летчиков. Ну это, для нас молодых, двадцати чуть-чуть с лишком, сорока или чуть более, командиры кораблей -Шайтанов и бывших АН-12-х. Ну Колесников, Шевченко, Сысоев,Литвиненко и иже с ними (примерный список ветеранов). Ждали назначения какой-то крутой командировки на Север или Восток (не важно). Каждый начал вспоминать интересные командировки и редкие удачи...Разница, у меня с ними в возрасте была ОГРОМНАЯ, к тому же не летал и не бывал.Слушал невнимательно. Был среди всех и Игорь Приемец.Это, должен вам сказать, ЖУК еще тот. Но летчик первоклассный. Вот долго он молчал и слушал. Не выдержал и начал взахлеб рассказывать- ОЧЕНЬ УБЕДИТЕЛЬНО!!!, как из Афгана он павлинов в Союз вез...Все АЖ замерли открыв рот!!! Как он их укутывал в меховую куртку, как кислород техник к клювам подносил и т.д. и т.п. Минуты три молча ВЕТЕРАНЫ слушали...А потом раздался сакраментальный вопрос: " Павлины говоришь..?" Долго еще старики не могли утереть слезы из глаз.... А Игорь боялся в компании с ними перекуривать... "Павлины, говоришь?"


Москаленко: Вадим Алексеевич Кудряшов - 70!

Алымов Валерий: Кудряшова тоже знаю, дружили семьями. Я с его дочкой в одном классе учился. Сейчас живет в Луганске.

Москаленко: Тарасовка ....

Москаленко: Добрый день,Леонид!Проживаю в Москве.Зовут меня простенько-Димов Олег Павлович выпуск 1974 г 82 к/о. Пролетал в Оленегорске 15 лет,после списания перевели в Кипелово.В 1992г уволился с должности НШ АП.Подпол.Член КПСС с 1972г.Хотя идей КПСС не разделял,но и партбилет не рвал и не жег.Наше 82 к/о из 21 одного курсанта имело 18 членов.Сам знаешь,не член- старлеем уволишься.Две дочери двое внучат.Младшая актриса театра им.Вахтангова. Должна быть знакома по сериалам "НЕ родись красивой"(Амура) "Атлантида"(Марина).Она под моей фамилией.Вот,похвастался.Миргород.По-моему,наш выпуск последний там стажировался.С сентября 1973 по август 1974г.Да.В Луганске на 2 и 3 курсах инструкторами были м-р Балашов Леонид Борисович,Щелкунов Адольф(!) Михайлович.Это самые первые.Остальных подзабыл.Миргород.КомАП-п/п-к Телин комэск п/п-к Мельников ко.отряда м-р Алымов ком.экипажа к-н Бухонцов и ст.л-т Харичев(штатный экипаж был Харичев-Захаричев-Никишкин-Кудашкин-Куриный-Воробей!).Кмбат-2 п/п-к Френкель комроты м-р Чунихин Юрий Алексеевич.Инструктора в Миргороде к-н Безрученко ст.л-т Любушкин (обоим по 40 лет) и ст.л-т Гена Кравченко(ВВВАУШ 1971г 2я рота).Коменданта иособиста не помню,а вот начальник губы был прап. Прихватило!Наша рота отсидела в общей сложности 160 суток.Мне тоже довелось.Даже записка об аресте сохранилась.Жили мы в казарме.Напротив летной столовой.Старшина был старшина Булат Анатолий.В экипаже со мной были Саша Мортяков Валера Бердин Витя Кулинский(в последствии главный штурман ВВС ТОФ).Зам ком взвода был Юра Василенко-Ленинский стипендиат,по-моему даже училище закончил с золотой медалью,погиб).В Миргороде летали на Ту-16 стекляшках (были и ЗЩ и "помеха" и еще что-то).Маршруты были стандартные на 5 часов четыре прохода через полигон Херсон с практ.б/м.Налет там составил 75 часов.Полк в свое время участвовал в Изр.-Арабском конфликте чему памятью остался борт № 10 камуфлированный за что был прозван "рябухой".Фото есть много,доберусь до альбома-перешлю.Гулять ходили в основном на курорт (был такой в то грозное время).Там же и купались в Хороле.А на вокзале сидел задумчивый Гоголь.За раз все не вспомнишь.Пришлю еще.Большое дело делаешь,брат.С уважением.Олег.

Алымов Валерий: Извиняюсь, влезаю по факту обнаружения знакомой фамилии. Я майор Алымов валерий Валерьевич, сын того майора Алымова Валерия Михайловича из Миргорода. Родился в миргороде 22 февраля 1967 года, в свои 6 лет ходил на парад перед строем полка, чем вызвал всеобщее внимание, не убрали, даже впереди полкового флага по трибуны в центр города дошел с шашкой в руках. Отец сейчаас в Луганске живет, ушел в запас в 1983 году в ВВВАУШе. Сейчас ему 69, но крепок и почти не болеет. Любит вспоминать о летной работе и рассматривать старые летные фотографии. Будет интерес, передам от вас привет.

Москаленко: Насколько вспомнилось нашего Алымова тоже звали Валерой.Столовая была хорошая.Готовили прекрасно.Комвзводов были л-нт Мамонтов Николай (кличка "Хоботов" потому его так Чунихин назвал, нашим взводом руководил л-нт Тригубов Виктор. Мамонтов из "метеоурологов". Как- то полеты были с 04.00 , мы отдыхали.А Чунихин с Мамонтовым крутились возле дневального.Мамонтов и говорит "Полетов не будет .Рваные фронты идут".На что ему Чунихин возражает "Полеты будут потому-что расход в столовой заказан". Из Миргорода он уезжал на побывку к жене.На неделю-другую. Вместо него обычно оставался к-н Буйгашов (не помню имени).Вот воротился однажды Чунихин из Луганска , а в умывальнике краны никто не чистил как обычно в его отсутствии.Он роту построил и говорит: "Грязью вы заросли. Я домой приезжаю,а у жены соски зеленые" ну все в хохот а он поправился "В умывальнике".Издевались мы над ним. Юра Цупко притащил духовой пистолет, так в затылок Чунихину залепил пластилином.Взрывпакеты делали (магний с ма рганцем).Тоже ему в канцелярию подбрасывали. Глупые были.В Миргороде был клуб возле рынка в центе.Там всегда танцы были под духовой ( ! ) оркестр.Летали как уже писал на Ту-16. Из навигационного оборудования было два АРК-5 , НИ-50бм ,РБП-4, НЛ-10 секундомер да ветрочет. Летали 10 000 и выше.УЛО был вблизи аэродрома.Летали одну смену в неделю.Иногда две.Остальное время занятия в УЛО.Подготовка курсовой и прочее.Незадолго после приезда в Миргород местные побили Володю Зотова.Мы снялись всей ротой да еще Тамбовцы с нами пошли.Потом больше инцидентов небыло.

Москаленко: День добрый,Леонид!По Миргороду.Мы жили на 2м этаже,а на 1м жила рота охраны.В углу шел короб вентиляции.С дырой.Мы иногда бросали туда самодельные взрывпакеты слабой мощи (когда они не давали спать).Валера Бердин как то привез театральные гримировочные усы.Гражданка была практически у всех,пряталась в каптерке вместе с 3х литровой банкой "буряковки"(тоже всегда была).Собрался я в самоход,наклеил усы в гражданку и на остановку.А там Чунихин.Смотрит в упор и не оторвется.Потом пошел в казарму.Ну я его огородами обогнал переоделся и жду,что будет.Слышу,дневальный орет"Димов в канцелярию".Зашел.Чуня смотрит на меня и " Димов курсант(именно так он говорил) где вы были когда вас небыло?" Я говорю-на месте."Странно,тогда кто-же был на остановке?" Я говорю-незнаю.На том и порешили.А с лексикой у него была беда.Насколько я помню,Миргородский полк расформировали где-то 1976-1978 годах,тамошние прапора к нам в Оленегорск служить пришли.Была там в гарнизоне кафешка.Мы там пили вино и сп равляли редкие свадьбы.Вообще Миргород он малоэтажный был. В основном частные домики.Четыре такси на весь город,одно из них "Москвич-408".Рулила тетка.В столовой работали все местные,т.е.украинки.Готовили прекрасно.Подходит с подносом:"Борщ есы?"-в ответ-"Дальше неси".Аллочка была,официантка, симпатюля,полненькая в меру:"По-флотски не желаете?" а Леша Захаров "Мы желаем по-курсантски" - "А это как?"- "Раком!".За что был нещадно выдран командиром АЭ.Все поголовно занимались спортом,бегами по утрам.Из кранов умывальника текла "Миргородская" только без газа.Долго к ней привыкали(соленая!) зато потом никто животом не страдал.

Москаленко Л.: Добрый день,Леонид!Возможно,это тебе будет интересно.После распределения в 1974 г в декабре попало нас служить на Высокий (Оленегорск) 8 лейтов из 8й роты.Все из одного взвода.Бердин Валера,Щегольков Саша,Нагорный Володя,Штатланд Саша,Бондаренко Иван,Быкадоров Гена,Ефремов Серега и я.Щегла начали первым возить с 1го места,потом что-то не пошло и он остался в операторах,как называли 2го ш-на на Ту-16к-10-26.Нас с Геной Быкадоровым поставили ш-нами через 10 месяцев еще безклассными.В 1978г я отказался летать с одним козлом и меня поставили к молодому командиру-первогодку Саше Морозову.В декабре 1979г по новому боевому расчету оператором к нам поставили Сашу Щеголькова.12 февраля 1980г мы после маршрута и бомбежки полигона Лумбовский сели на зап. Хариусный.А сбросили на "2".На этом типе бомбит 2йш-н с ОПБ-1ру образца 1937года.14 го февраля вернулись домой.15го была смена и у нас по плану было 2 м-та.Первый -с инструктором ш-ном АЭ В.Копысовым(ЧВАКУШ) на контроль и второй сами.В первом контроля не получилось(облачность на полигоне).Готовились лететь сами.Тут садится с маршрута ст.ш-н АП м-р Малов Б.В.и подходит к нам .Копысов был еще у самолета,не сбросили,мол.Тогда Малов решает лететь вместо меня дабы проконтролировать Щегла."Иди Димов отдыхай".После маршрута их послали на Североморск-3 и при заходе на посадку на РУ на снижении они встретились с сопкой за 22км до ВПП.Последние слова на МС-61 были Щегла:"Куда ты так снизился е... твою мать!" И все.Нет моих ребят(замерзла статика,на ВД-20 было 430-450 м.)Щегольков с Луганска был,жили родаки на Гаевого.Мы долго с ними созванивались потом.Сейчас незнаю,живы ли.Жена Щегла была с Миргорода,сержант на метео.Сейчас где-то в Луганске. полная форма Кому: "О.П. Димов" <dimovagro@mail.ru> ответить

Москаленко Л.: НАША СПРАВКА: 16 октября 1930 года был подписан приказ о создании в городе Луганске 11-й школы военных пилотов. Вблизи кургана «Острая Могила» с весны 1931 года началось интенсивное строительство служебных зданий, технических сооружений и жилых домов. Сам Климент Ворошилов на санях приезжал сюда и выбирал место для аэродрома. Началось обучение курсантов училища летному делу. И уже осенью 1931 года был произведен первый выпуск летчиков в количестве 130 человек. 16 января 1934 года 11-й школе летчиков было присвоено имя Пролетариата Донбасса. В 1967 году по решению главкома в связи с тем, что не хватало кадров, а в стране было единственное высшее авиационное училище штурманов в городе Челябинске, мощнейшее, единственное, которое готовило по различным профилям, было принято решение создавать подобное заведение где-то в центре страны. Выбор пал на Украину, город Ворошиловград. На базе бывшей школы военных пилотов решили создать Ворошиловградское высшее училище штурманов им. Пролетариата Донбасса. Переименовывать школу пилотов не стали. Между прочим, известный фильм (40-е гг.) «Истребители» с актером Марком Бернесом в главной роли снимался на территории ВВВАУШ. Первым начальником училища был Герой Советского Союза, заслуженный военный штурман СССР Лашин М.Ф. Звание Героя он получил за то, что выполнил полетное задание. Будущий начальник училища, тогда еще штурман, летел с командиром эскадрильи, когда был подбит их самолет и командир был тяжело ранен. Лашин самостоятельно выполнил задание по цели и посадил самолет. 1 декабря отмечается с тех пор как день создания полка в/ч «26003», или 46 учебно-авиационного полка. В то время название 46 «УАП» было секретным, а в/ч «26003» - открытым. Каждый год ветераны ВВВАУШ в этот день отмечают день полка. Злата ВОЛКОНСКАЯ Подробно смотри здесь:http://xxi.com.ua/time/8_20_2.htm

Москаленко Л.: Олег Т: Тупинг: Знаю легенду что когда ему не хотели давать причитающиеся хорошие деньги за полёты и написали письмо Сталину, то Ахмет-хан приписал, "моя вдова не согласна". Ага пардон вспомнил, это было когда он из под Ту-4 летал на изделии СДК, она же "Комета" Олег Т: Видимо вы не представляете что там на самом деле происходило. Так вот – на самом деле Амет-хан (как и некоторые другие летчики-испытатели) участвовал в испытаниях новейшей тогда крылатой ракеты, по своей форме практически повторявшей истребитель МиГ-15, но с заложенным в этот аппарат зарядом взрывчатки весом 800 килограмм и разумеется без шасси. Но чтобы довести до ума систему самонаведения – требовалось много проверочных полетов. И если бы в каждом таком полете ракету разбивали бы, то эти испытания могли затянуться на вечность – ведь это была фактически первая самонаводящаяся ракета. Но конструкторы придумали ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВЫХОД: на время испытаний системы самонаведения они убрали из ракеты весь заряд взрывчатки и поставили в нее кабину ДЛЯ ЛЕТЧИКА! Он и должен был управлять ракетой при любых сбоях системы наведения и контролировать ее. Однако – конструкторы либо не сумели, либо на захотели ПОСТАВИТЬ ШАССИ на эту ракету и приземляться как самолет она НЕ МОГЛА. Но чтобы не губить каждый раз опытный экземпляр, было придумано еще одно оригинальное решение: САЖАТЬ ЭТУ РАКЕТУ НА ВОДУ – в залив на южном берегу крымского полуострова! То есть каждый летчик испытатель это ракеты ОБЯЗАН БЫЛ ПРИВОДНИТЬ ЕЕ после каждого пуска! Вот именно за эти испытания – когда реактивный истребитель почти копия МиГ-15 на огромной скорости садился на воду – ведь ЗАКРЫЛКОВ ТО У НЕЕ НЕ БЫЛО! Вот за это Амет-хан и требовал очень высокую оплату. Однако, все вы знаете только первую часть этой легенды. А ведь у нее есть и вторая часть. После первых нескольких посадок, летчики испытатели с удивлением обнаружили, что сажать эту самолет-ракету на воду – довольно несложное занятие, и они выполнили в общей сложности около 150 УСПЕШНЫХ ПОСАДОК НА ЧЕРНОЕ МОРЕ! Это говорит о том, что если бы возникла необходимость, то и истребитель МиГ-15 точно так же очень легко можно было бы посадить на морскую поверхность, тем более, что МИГ-15 в отличие от ракеты имел посадочные закрылки, уменьшавшие посадочную скорость.

Москаленко Л.: Бублик: Из книги А.А.Щербакова «Летчики, самолеты, испытания» где скачал не помню Амет-Хан Султан Рассказ начну с похорон. 1 февраля 1971 года в испытательном полете погиб дважды Герой Советского Союза, кавалер многих орденов, известный ас Отечественной войны, заслужен-ный летчик-испытатель, лауреат Государственной (при получении — Сталинской) премии Амет-Хан Султан. На похороны приехали две делегации: одна, во главе с руководителем республики Дагестан, официальная, а неофициальная — от крымских татар Ташкентской и Ферганской областей — так она именовалась на лентах венков. По отцу Амет был лакец. В Дагестане традиционно были развиты ремесла и отхожий промы-сел. Отец был слесарем и лудильщиком. Оказавшись в Крыму, он женился на татарке и ос-тался там жить. Там же, в Алупке, родился и прожил до совершеннолетия и Амет. На похоронах и поминках представители обеих делегаций несколько патетически, по-восточному, подчеркивали свое с покойным землячество. Одни говорили, что плачут горы Дагестана, другие — что скорбит Черное море. Два народа оспаривали честь считать Амета своим сыном. Сам Амет в национальном вопросе занимал позицию твердую. «Отца и мать, — говорил он, — не выбирают, а герой я не татарский и не лакский, а Советского Союза». Биография его была обычной. После татарской семилетки — аэроклуб. Затем военное учи-лище летчиков. Летчик-истребитель и война. Ее он прошел от первого до последнего дня. Первую победу одержал таранным ударом: при атаке «Юнкерса-88» над Ярославлем на его «Харрикейне» отказали пулеметы, и таран оказался крайне необходимым. Позже он воевал в 9-м гвардейском истребительном полку. Четырем летчикам этого полка было присвоено звание Героя Советского Союза дважды — случай в наших ВВС беспрецедентный. Одним из них был Амет-Хан Султан. Одно время 9-й гвардейский воевал вместе с французским полком «Нормандия—Неман». Вот что писал в своей книге об Амет-Хане французский летчик Франсуа Жофре «24 февраля «Нормандия» торжественно отмечала награждение полка орденом Боевого Красного Знаме-ни. В этот день я встретил своего друга Амет-Хана и с большим интересом слушал этого не-высокого мужчину с густыми черными вьющимися волосами, выбивающимися из-под лихо заломленной набекрень шапки. Все в нем необычно, выразительно и живописно: голос, лицо, жесты и даже его кавалерийское галифе». Амет был красив и в 50 лет, особенно его живые выразительные глаза. Но при такой яркой внешности он был скромен, застенчив и очень деликатен и тактичен в отношениях с людьми. При семилетнем образовании в нем чувствовалась большая внутренняя интеллигентность. Не совсем обычным был его путь в летчики-испытатели. После окончания войны Амет был направлен в командную академию ВВС, но не сдал вступительные экзамены. К этому време-ни возник крымско-татарский вопрос, и его уволили из армии, несмотря на звание дважды Героя Советского Союза. Для чиновников-кадровиков мнение начальства о крымских тата-рах было важнее боевых заслуг. Куда было деваться в Москве молодому человеку, вся сознательная жизнь которого прошла в полетах и на войне? Амет-Хан оказался в положении критическом. Первыми его заметили земляки отца из цирковой труппы «Цовкра» — дагестанские канато-ходцы — и предложили их возглавить — Я же не умею ходить по канату, — говорил Амет-Хан. — Тебе не надо ходить по канату. Твое дело — быть в афишах. Руководитель труппы дваж-ды Герой Советского Союза. Пригласили в цирк на репетицию. Артистов в «Цовкре» готовили с детского возраста. Амет увидел, как тренер тащит за лонжу на канат мальчишку, а тот боится и плачет. — Нет, не могу работать там, где мучают детей, — сказал он. Нужно сказать, что он самозабвенно любил двух своих сыновей. Потом благодаря однопол-чанам о нем узнали в Министерстве авиационной промышленности и пригласили работать в Летно-исследовательский институт. Один из руководителей МАП характеризовал его как отчаянного. Он специализировался на рискованных видах испытаний, всегда высказывая готовность к ним. Война окончилась, за жизнь летчиков-испытателей у начальников всех рангов ответствен-ность повысилась, и они спрашивали испытателя, не слишком ли опасен полет. Летчик обычно говорил что если подойти методично и грамотно, то опасности нет. При этом он хо-рошо понимал меру опасности, но таковы были правила игры. Амет эти правила усвоил не сразу, но ему, провоевавшему четыре года, странно было слу-шать разговоры об опасности. — Раз нужно, значит можно. Какие там еще опасности? Он быстро понял специфику работы. Нужно заметить, что не все хорошие боевые летчики, которые приходили в институт после войны, смогли стать хорошими испытателями. Амет же, кроме смелости, обладал природной живостью ума. В это время авиация подошла к звуковым скоростям, на которых качественно менялись за-коны аэродинамики. Требовались широкие экспериментальные исследования. Был создан планер с возможной заменой крыльев разной формы и стреловидности. Его буксировали на нужную высоту. Для получения большой скорости на планере имелся пороховой двигатель. Отцепившись от самолета-буксировщика, летчик планера включал пороховик, на пикирова-нии разгонялся до нужной скорости, а затем выполнял посадку. Но планер в отличие от обычного был слишком тяжел и имел большую скорость снижения и посадки. Кроме того, управляемость и его поведение на большой скорости были недостаточ-но прогнозируемы. Для изучения «белых пятен» аэродинамики и был создан такой летатель-ный аппарат. Разогнаться до большой скорости, выполнить специальные маневры и рассчитать посадку нужно было за очень малое время. Эти испытания были признаны сложными и рискованны-ми как научными сотрудниками, так и летчиками-испытателями. Амет-Хан хорошо справил-ся с ними. В конце сороковых годов начали создавать крылатые ракеты для борьбы с крупными боевы-ми кораблями. Ракету делало конструкторское бюро А. И. Микояна, а систему наведения — специальное бюро, которое возглавлял сын Берии, Серго. Ракета была беспилотной, но для испытаний в нее была встроена кабина пилота. Ракета под-вешивалась под самолет Ту-4, который выводился в район испытаний. Затем на ракете за-пускался реактивный двигатель, и она сбрасывалась с носителя и осуществляла автономный полет на цель. Летчик должен был следить за программой полета и в случае ее сбоя брать управление на себя. Затем летчик же должен был привести самолет-ракету на аэродром и выполнить посад-ку, доставив все записи приборов. Нормального цикла самолетных испытаний ввиду срочности темы этот аппарат не проходил, и нормальным требованиям, предъявляемым к самолету, он не удовлетворял. Угол планирования, как у кирпича, посадочная скорость, как у метеорита, запас топлива на посадке — на одну заправку карманной зажигалки. Такой вот веселый получился самолет. Для полетов назначили четырех летчиков-испытателей: Анохина, Амет-Хана, Бурцева и от фирмы Берии — Павлова. Утверждая их, министр авиационной промышленности Хруничев спросил: — Кто такой Амет-Хан? Ему представили его как «отчаянного». Такая характеристика для этих испытаний начальни-ков устраивала. Амет-Хан показал себя с лучшей стороны. НМ-1, первый взлет на котором произ-вел Амет-хан Султан В одном из полетов по техническим или организационным причинам его псевдосамолет был сброшен с носителя преждевременно с незапущенным двигателем. В условиях крайнего дефицита времени и высоты Амет-Хан успел запустить двигатель и вернуться на аэродром, сохранив уникальный объект испытаний. Я думаю, что успех определила не отчаянность, а самообладание и выдержка. Когда летные испытания были закончены, провели боевую работу. От одного попадания такой ракеты служивший мишенью старый крейсер разломился пополам. Летчики-испытатели за эту работу были удостоены Сталинской премии. Амет-Хат стал классным летчиком-испытателем и на новом поприще подтвердил репутацию аса. Однако, несмотря на успехи в работе и на то, что его заслуги были отмечены высшими наградами, жизнь его была небезоблачна. Земляки-крымчане просили его участвовать в об-ращениях к общественности и правительству о возвращении их на родину в Крым. Конечно, он не мог оставаться безучастным к судьбе своего народа. Его вызывали в высокие партийные инстанции и требовали невмешательства в татарский вопрос. Амет-Хан понимал несправедливость и нелепость акции выселения татар из Крыма, но он подчинялся военной и партийной дисциплине. Иногда он придерживался запретов ЦК, иногда — нет, что ему не проходило даром. Так, его не пустили во Францию, куда он был приглашен на юбилей полка «Нормандия-Неман». Формальным поводом было то, что он в это время испытывал секретный истребитель Су-9, хотя Амет-Хан принимал участие только в испытании двигателя этого самолета. — Интересно, какие тайны я могу выдать? — вопрошал он. — Каковы обороты турбины или температура газа? Было очевидно, что это наказание за несоблюдение табу по национальному вопросу. Ему намекали, что смени он национальность на отцовскую, многие проблемы в его жизни отпа-дут. На это Амет-Хан пойти не мог. Свою обиду Амет переживал молча, редко делился с самыми близкими товарищами. Он хо-рошо понимал, как трудно осуществить возвращение татар в их отчие дома, в которых уже живут другие люди. Эти думы тревожили его больше, чем рискованные полеты. Когда меди-цинская комиссия отстранила его от полетов на истребителях, он успешно освоил тяжелые машины и хорошо на них работал до рокового дня 1 февраля 1971 года. 22/03/2008 [23:38:48]

Москаленко Л.: Привет,Леонид!Миргород.Никак не доберусь до выпускного альбома.Там на первых листах все наше командование того времени.И Миргородское тоже.И все преподаватели.Перешлю по возможности.Был у нас в отряде в Миргороде прап.Воробей.Летал КОУ (командир огневых установок).Собрался он с женой в отпуск.А жил в своем домике и держал поросенка.Надо же его кормить,просить соседей-накладно.Он посчитал,сколько съедает картошки порос в день,выкопал яму,насыпал картошки из расчета на две недели,налил воды в корыто и сверху укрыл настилом.И уехал со спокойной совестью отдыхать.Через две недели после возвращения вскрыл он яму-а там (по его словам)бегает и орет собака.Порос же не понял,что харчи на две недели и сожрал все за день.А потом сидел на диете.Похудел до размеров собаки и порос длинной шерстью чем и перепугал Воробья.В наше время ОБУ называли ШБУ (штурмана боевого управления) и специально курс не набпрали.Просто кто сдал нормально экзамены и не прошел по здоровью оставляли учиться.Они у чились с нами по-моему до 4го семестра,а потом уезжали в Багерово(Гена Ларионов наш).Кто-то из них восстанавливался на летной (принимали по 1й статье,а потом уже проходили по 2й.Так восстановился на летной мой друг Валера Бердин.Брат его закончи училище на год раньше (транспортник).А с Валерой у нас койки стояли рядом в училище,потом вместе Миргород и Оленегорск.Где-то в Днепре обитает.

Москаленко Л.: Привет,Леонид!Миргород.На 1м этаже нашего здания в противоположном конце был спортзал.Там мы в свое удовольствие занимались.Кто качался,кто штангу таскал.Я,Петя Уманец,Иван Бондаренко под руководством Саши Титова занимались самбо.Иван был слабоуправляем и однажды подрался с тренером Сашей Титовым,сломав ему челюсть.На том наши занятия и закончились а у Титова до сих пор мечта "найти Ваньку и набить ему морду". Как-то курили мы в туалете. Зашел комроты м-р Чунихин и пристроился к писсуару.Следом заходит Саша Лосев и лихо ему козыряет.Чунихин перекладывает хозяйство в левую руку и тоже козыряет Сашке.Потом до него доходит комичность ситуации и он говорит:"Лосев курсант!В туалете честь не отдается!". М-р Алымов проигрывает в храп (или пропивает) треть получки.Жена вопрошает"Куда дел?" - за кислород высчитали."А почему м-р Еин (сосед тоже комотряда) всю принес?" - так он кислородом через раз дышит.Вон какой здоровый! А я постоянно!-"Дыши дыши лишь бы был жив!" До п.п-ка Телина полком командовал п-к Осадчий.Суровый мужик говорят был.Но мы его не застали.НШ полка был м-р Кудашкин замНШ м-р Тонконогов.Замполитов не помню.За вокзалом были огроменные бурты сахарной свеклы,где обитали тучи воронья.Из этой свеклы местные варили злейшую "буряковку" и продавали по 1 рублю за бутылку.Поэтому у нас в каптерке всегда "было".

Москаленко: 25.05.84 под Донецком, в наборе высоты после взлета из Жданова, из-за выхода на нерасчетные перегрузки разрушился в воздухе самолет Ту-134Ш 2350202 ВВВАУШ. Виновником внезапно возникшей в полете раскачки по курсу и крену был демпфер рысканья ДР-134М, на 12-й минуте полета начавший знакопеременные отклонения руля направления с нарастающей амплитудой (вплоть до 19 градусов), что привело к нарастающим перегрузкам, за 38 секунд вышедшим за пределы ограничений и разрушившим самолет. Сбой в работе ДР-134М вызван переходом на основную шину переменного тока 36 вольт резервного преобразователя ПТ-1500Ц, давшим на нее ток с неправильным чередованием фаз, поскольку при капремонте на АРЗ в/ч 73837 в Челябинске было допущено перепутывание двух проводов на клеммах его контактора. Самолет налетал после ремонта около 1000 часов, при которых потребности в переключении с основного на резервный ПТ-1500Ц в полете не возникало. Он не раз проходил и ТО, при котором брак челябинцев не был выявлен. Коварное перепутывание фаз переменного тока 36 вольт на резервном преобразователе, крайне опасное для автоматов управления, имело место и на горьковском Ту-154, но экипаж успел разобраться в причинах раскачки до выхода самолета на разрушающие перегрузки. После катастрофы 2350202 на всех модификациях Ту-134 сделали то, что надо было сделать еще при проектировании электросистемы: доработкой наконечников исключили возможность перепутывания проводов на клеммах. Помимо служебной информации, это случай честно и самокритично описан Главным конструктором Ту-134 Л.Л. Селяковым в его книге "Человек, среда, машина. Записки авиаконструктора", Москва, 1998, тираж 2000 экз. Рекомендую включить ее в экспозицию музея ВВВАУШ, если таковой есть, или отразить в создаваемой Истории училища.

Москаленко: Привет,Леонид!Просто я немного не понял,что смотреть.Чайник ведь.Прочел твой материал по ВВВАУШ.Небольшие неточности(с твоего позволения).С 1970 по 1974 г выпуски составляли 400-450 человек.Роты МРА и ПЛА по 80-90 чел и ВТА 180-200 .ШБУ точно не знаю.В свое время наша рота а конкретно наше 82 ко открыло эпоху турпоходов.Было это 13 мая 1973 года.По подсчетам получалась 1001 ночь в училище.Расписали маршруты,прохождение по деревням с песнями и пр.чепуху.Френкель утвердил.Старшим с нами был л-т Тригубов Виктор.На самом деле затарились водовкой сели на автобус (студентки из педа уже ждали) и выехали на Донец.Потом еще несколько раз так-же "ходили" пока лавочку не прикрыли. полная форма Кому: "О.П. Димов" <dimovagro@mail.ru> ответить цитировать

Москаленко: Первым комбатом МРА был подполконик Серегин.Имел обыкновение приходить после отбоя в роту и проверять наличие тельняшек.Командир роты(сам набирал в Буденновке)у нас был м-р Френкель.Потом сняли Серегина и комбатом стал Френкель.Нач училища был ген.Лашин.Сам летал на "Пчелке"(Ан-14).Замнач училища Дважды Герой СССР п-к Иван Алексеевич Воробьев.Начштаба училища п-к Глинкин нач УЛО п-к Пацюк.Подробнее опишу позже(альбом в другом месте).А походы расписывали так:рисовалась карта на нее наносился маршрут движения. По деревням прохождение с песнями.Старшие по кухне,ответственные дежурные на ночь(охранение) и прочий бред.Все это неслось комбату,он давал добро далее он же докладывал нач.училища.В субботу с сухим пайком ,палатками,водкой и всем прочим выезжали на рейсовом автобусе как сказано ранее на Донец до вечера воскресенья.Купались,жгли костры.В общем отдыхали.Все официально.А все бумаги и карта передвижения делалось для начальства.Еще по комбатам.Комбат 1 (ВТА)был п.п-к Пономаре нко.Рык у него был зверский.Всегда командовал училищными парадами.Так вот у него было присловье:"Я прочитал 4книги.Это уставы.И подполковник.А вы с высшим образованием выше старлея не поднимитесь.Правильно.Как говорил наш препод. по астрономии м-р Безлюдов "Штурману в строевом полку получить майора что Героя СССР". полная форма Кому: "О.П. Димов" <dimovagro@mail.ru> ответить цитировать

Москаленко: Москаленко Л. [email] [Ялта] ЭТО НЕ РЕДАКТИРУЕТСЯ, Ошибся я с цветом- хотел выделить красным и размером. Но старики что-то или припомнят или добавят ! Это и есть ИСТОРИЯ Обещаю, что те, кто следят за поступающим материалом, узнают много интересного до достижения ДМБ 09.04.08 18:39 ВоюшинВладимир77 [email] [Москва] Унас уже Френкель был п/п-ком с кабинетом в нашей роте 17 ВВВАУШ.А ком роты чудо из чудес м-р Чунихин.его мысли несовпадали во временном отрезке с речью и мы курсачи ходили и записывали крылатые выражения.так однажды будучи деж. по бату по приказу Френкеля выставил "боевое охранение" у двери подвала казармы в виде очень высокого курсанта из роты ВТА. А тот замаявшись стоять взял и смылся! И вот Френкель вызывает Чунихина и строго спрашивает (находясь посередине коридора казармы) куда подевался курсант охранявший вход в подвал.Чунихин тут же зычным криком вызывает дежурного по роте, который незамедлительно на космической скорости несётся к обеим. Деж. по батальону м-р Чунихин приказывает деж. по роте срочно доставить из роты ВТА САМОГО ДЛИННОГО КУРСАНТА и тот обратно, включая ту же скорость, останавливается на выходе от громогласного крика Френкеля: "Стойте! сержант! Вы сантиметр взяли?!". а вот перлы м-ра Чунихина:"тов. курсант отремонтируйте ручку не работают двери!; тов. курсант возьмите молоток и перебейте всё Политбюро!(стенд покосился с Политбюро надо было поправить);С машиной я договорился осталось с шофёром!" и т.д. принимая нашу роту выпускал 8-ю, курсанты которой брели на обед с работы на первом КПП городка, завидев ком. роты Чунихина быстро построились и подходя к нему остановились."Где остальные?" вопросил ком. роты Чунихин."Да там с зади!Тропопаузу тянут!" последовавал ответ серьёзных не вмеру курсантов."А что ж Вы, что помочь нельзя товарищам?!"-"Рады бы, да негде ухватиться!" Вот маленький экскурс в прошлое.Есть ещё реальные записки авианаводчика да стихи с Афгана. Которые читались в кругу друзей за рюмкой чая, но двадцать лет лежат тетрадкой. 10.04.08 17:07

Москаленко: Аэродром был построен американцами не то в 1943 не то в 1944. Они поставляли тушенку по Ленд Лизу. Зате стояли яки, а может и нет. Отец служил уже в полку дальней авиации. Сначала на Ту-4, а потом на Ту-16. В 68 или 69 полк передали ВВВАУШ. В это время там проходили практику стеденты КИИГА, Черниговского истребительного и наши, а потом только наши. Нет не в 68, в этом году полк еще подчинялся Винницкой дивизии ДА. Отца вызвали из отпуска и отправили в Чехословакию. Задача полка подавить все радиоэлектронные средства на территории Европы. С чем успешно справились. Я закончил школу ?7 в гарнизоне, в 72 поступил в ВВВАУШ, а в 75-76гг. проходил в Миргороде практику на Ту-16. Летали по маршруту Кременчуг -Никополь-Жданов-Донецк-Полтава-Миргород. Бомбили на полигоне Яреськи в 30км от Миргорода и визуально и радиолакационно. Позднее, кажется в 86 в Миргорд перебазировалась дивизия ША (Миги Су), которая постоянно принимала участие в Афганской войне. Летчики и техники Миргородского полка ДА служили и в Луганске в качестве инструкторов, преподавателей, командиров курсантских рот, зам. нач. ВВВАУШ. Если интересуют имена, я постараюсь вспомнить



полная версия страницы